Простые зверушки шились в Хотьково. Монахини местного Покровского девичьего монастыря продавали их сами по окрестным деревням и на ярмарке в Сергиевом Посаде. Шили и лоскутные мячики-погремушки, в таких мячиках берестяная коробочка с сушеным горохом обшивалась подушечками, набитыми мхом.
В дореволюционной России мишек с подвижными лапками не выпускали. Производство мягкой игрушки после революции было в руках кустарей – надомников и в мелких артелях. Все игрушки шили из отходов с тканевых фабрик, и лоскуты закупались «в слепую» по большим ценам. Кроме плохой ткани было и плохое сырьё, которое дополняли гнилыми нитками и сырыми опилками. Поэтому игрушка долго не могла просуществовать. Вариативность самих игрушек была не большой. Цветовая гамма зависела не от модели, а от наличия ткани.
Чаще всего мишки были привозными подарками, но были и наши центры производства игрушек. Таким центром был Сергиев Посад. Большая заслуга в развитии производства мягко-набивной игрушки, и мишек в частности, принадлежит Анастасии Николаевне Изергиной. Анастасия Николаевна, дочь известного мецената и культурного деятеля, организатора первого в России музея игрушки, Николая Дмитриевича Бартрама. Она выпустила несколько книг с чертежами и подробным описанием технологии производства мягких игрушек.
Основные разработки велись на фабрике «Художественная игрушка» она связана с художником С.Росинской. Игрушки шили на экспорт и изготавливались на лучших швейных машинках. Использовался бобрик, вельвет, молескин, бархат, искусственный мех, плюш и барашек. В 34-35 годы стандартным считался мишка, сделанный из синего вельвета в рубчик с шарнирными лапками, Росинская отошла от этого образа. Ей создавались мишки – муфты и три варианта мишек набивных. У них был новый крой головы в 4 клина, цвет глаз был не жёлтый, а чёрный, набиты были стружкой, что уменьшило вес игрушки.
В 1930е артель «Кооперигрушка» во главе с художницей А. Изергиной, которая требовала высокого качество исполнения, подняла игрушку на новый уровень качества. Сформировался образ медведя с цельнокроеной мордой, горбиком на спине, стеклянными глазами и сохранился до 50х.
Известны несколько способов крепления головы к туловищу, что в целом меняло срок эксплуатации игрушки. Голову советского мишки чаще всего просто пришивали к туловищу, а крепление лап существовало в нескольких вариантах. Первый вариант: диски из фанеры, размещенные со стороны лапы и туловища, скреплялись пропущенной через них проволокой, как сейчас скрепляются шплинтом или болтом. Концы проволоки закручивались
Второй вариант крепления – это сквозной шарнир. Диски в туловище не вставлялись, а были только в лапах. Сквозь набитое туловище пропускали проволоку, которую в лапах закрепляли. Со временем отверстие в туловище, через которое проходила проволока, растягивалось, и из мишки начинала сыпаться набивка.
Третий вариант крепления – веревочный шарнир. Вместо проволоки при этом варианте использовалась веревка, диски не вставлялись, а на лапах сверху крепление фиксировалось пуговицами.
С 50х. в игрушку используется каркас из древесно – опилочной массы. И чаще каркас был только в голове, что делало её менее мягкой, но позволяло моделировать форму и создавать образ с открывающейся пастью. Голову мишке могли сделать из папье-маше, а полом обтянуть или обклеить материалом. Постепенно горбик начал уходить. Крой сблизился с европейскими примерами. Допускались вставки лоскутов для экономии более дорогих материалов.
В 60-70е. производство было связано с «Таицким» промкомбинатом. Сырьём служил плюш, искусственный мех, байка, фланель, для отделки – кожа, дерматин, ленты, сутаж, сукно, ля набивки – вата, стружка, опилки. Стеклянные глаза были заменены пластмассовыми. Игрушки снабжались звуковыми устройствами.