Фарфоровые куклы фирмы Heubach
Кукла Heubach 1900е.г.

Кукла Heubach 1900е.г.

Братья Хойбах. Фарфоровых фабрик, в названии которых стояла фамилия Хойбах как владельца или совладельца, в конце ХIХ столетия было в Тюрингии не менее пяти. Среди другой продукции они выпускали и кукольные головы. Фабрика была основана в 1822 году в г. Лихте, Тюрингия, Германия. Основатель — Иоганн Генрих Ледер. Затем перешла в собственность братьев Хойбах (Heubach). Именно им удалось создать целую серию детских характеров в фарфоре. Конечно, это были статуэтки, но всё же в них угадывался определенный стиль и новаторство в изображении детей.
Интересно то, что фабрика существовала долгое время(до 1990х), но фарфоровые головы для кукол выпускались всего около 20 лет, в период 1910 — 1930 г.г. После того, как братья Хойбах вступили во владение фабрикой в 1840 году, они приступили к выпуску различной продукции из фарфора. Лишь после открытия ремесленно-художественной школы, где обучали основам скульптуры, работали высококлассные мастера-фарфористы, фабрика приступила к выпуску кукольных голов. В 1910 года фабрика приступает к выпуску фарфоровых голов для кукол, это то время, когда все кукольные фабриканты начинают выпуск кукол-характеров. Впервые представляют они свою кукольную продукцию на выставке в Лейпциге в 1911 году. Надо отметить, что уже в конце 19 века были осуществлены первые попытки выпуска характерных кукол. Они считаются не очень удачными. Среди таких, например, куклы-плаксы от разных производителей. Среди этих попыток куклы, не в полном смысле, конечно, так как фабрика в Лихте выпускала ТОЛЬКО кукольные головки, братьев Хойбах имели успех. Видимо, уловив, наметившуюся тенденцию к изменению в мире кукольного ремесла, братья сделали упор на выпуск характерных лиц. Они продавались другим кукольным фабрикам Германии, соседним европейским странам и в Америку. Поэтому ответить на вопрос, на каком теле должна быть голова конкретной отливки почти невозможно.
«Например, фабрика Куно и Отто Дрессель, покупая головы у Хойбахов, монтировала их на свои очень качественные, хорошо сформированные композитные тела. Но те же самые головы можно встретить и на дешевых телах из прессованного картона. Более того, одну и ту же модель головы можно встретить на различных типах тел, на бэби-теле, на тоддлеровском и полношарнирном телах.». Отличительная черта головок - глаза «интаглио» (от итал. — резать, вырезать) означает углубление в фарфоре в области радужки и зрачка, это придает взгляду глубину, живость, направление взгляда у кукол, подчеркивает ее характер. Стеклянные глаза со спящим механизмом встречаются у хойбаховских кукол гораздо реже. Для росписи бровей на фабрике тоже применялся собственный метод. Сначала идет более широкий и длинный светло-коричневый мазок, а уже по нему темный мазок, более короткий и узкий. Моделированию и росписи рта также придавалось большое значение. Особенно это заметно на кукольных головах с открыто-закрытым ртом, у которых можно встретить моделированные верхние и нижние зубки из фарфора, язык. Внутренняя поверхность расписывалась темнее, чем губы, и получалась полная иллюзия открытого рта.
Среди коллекционеров очень ценятся куклы Хойбахов типа «Pouty», это куклы, у которых уголки губ капризно изогнуты вниз. И самое главное, что наряду с головками из белого фарфора, использовался и розовый для их изготовления." Возможно, розовый фарфор был дополнительным средством достижения большего реализма. Почему наряду с розовым продолжали использовать и белый? Это могло объясняться, считает Лидия Рихтер, простыми техническими причинами. Белый фарфор всегда имелся на фабрике в достаточном количестве. Ведь производство кукольных голов было лишь небольшой частью всей остальной продукции Хойбахов, которая отливалась из белого фарфора. Возможно, розовая масса не всегда была в наличии, когда начиналась отливка новой серии. Качество самого фарфора практически всегда было очень хорошим. Лишь маленькие головки, предназначенные для дешевого рынка, делались из фарфора качеством похуже и расписывались не так хорошо, как большие дорогие головы. Для фигурок, статуэток, кукол-половинок Хойбахи применяли и другие виды фарфора, но для кукольных голов использовали только бисквитный фарфор.
Бисквит — это неглазурованная фарфоровая масса, которая после двойного обжига становится матовой, имеющей сходство с нежной детской кожей". В системе нумерации молдов сложно разобраться даже профессионалам. Известно, что применялась цветная маркировка голов одной или двумя цифрами.