Артель «Всекохудожник»
Куклы артели "Всекохудожник"

Куклы артели "Всекохудожник"

В 1920-1930 годах Цех «Экспорт-игрушка», системы «Всекохудожник» шились куклы на экспорт, это была серия кукол, представляющих народности республик СССР. Большие куклы - размер от 35 до 40 см и маленькие их высота 16-20 см.
В Москве 1920х. сформировалось множество творческих групп, среди многочисленных творческих групп, выделялась группа художников, собиравшихся в районе Нижней Масловки. Это было что-то наподобие клуба с мастер-классами. Именитые мастера, такие как Кустодиев, Васнецов, Дейнека — творили сами и охотно обучали основам искусства других. В 1928 году этот своеобразный клуб получил формальный статус и стал именоваться «Всероссийский кооперативный союз работников изобразительных искусств» — или, «Всекохудожник».
5 декабря 1924 года семь бывших художников-иконописцев: Голиков, Баканов, Маркичев, братья Зубковы, и братья Котухины образуют в Палехе «Артель древней живописи». В 1933 году «Артель древней живописи» преобразуется в ТПО «Товарищество Палех» и вступает во Всероссийский кооперативный союз работников изобразительных искусств («Всекохудожник»).
Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций» происходит реконструкция художественных организаций — распущены мелкие объединения и создан единый Союз художников СССР (СХ СССР) — творческий союз, который, объединял советских художников и искусствоведов. Ведущие палехские мастера становятся членами СХ.
В то время был популярен лозунг «искусство должно принадлежать народу», и во «Всекохудожнике» он нашёл новое воплощение: предполагалось, что объединение станет массовой школой искусств для всех желающих, причем объединения артели могли свободно выставлять и продавать свои произведения. На Кузнецком мосту по такому случаю даже был создан выставочный зал в помещении бывшего пассажа, а позже — литературного кафе известного булочника Н.Д.Филиппова. Сегодня в этом помещении расположен Московский дом художника.
Фабрика «Лепка» была одной из первых артелей, вошедших в состав Всекохудожника. Как правило, для изготовления бюстов и скульптур использовался гипс, который затем окрашивали — под золото, а чаще под бронзу. Как можно заметить, особым изяществом скульптуры фабрики не отличались. Качество вещей было крайне низкое. Мастерская продолжает выпускать бюст поэта работы Мограчева и статуэтку работы Крандиевской, несмотря на то, что эти произведения забракованы пушкинской комиссией и осуждены всеми пушкинистами.
Наряду с бюстами и скульптурой, Всекохудожник занимался выпуском всевозможных агитационных и квалификационных знако, в дизайне которых можно обнаружить влияние одного из главных мэтров объединения — художника А.Дейнеки.
Война положила конец истории Всекохудожника. Одно за другим у артели реквизировали помещения, да и самих художников разбросало по всей стране. В начале 50-х годов Всекохудожник был распущен уже официально, а принадлежавшие ему учебные корпуса передали другим организациям — в частности, НПО «Радий» и Институту математического моделирования. От старых зданий Изогородка сохранились лишь части двух учебных корпусов по Балтийской улице, а также здание бывшего общежития, давно ставшее многоквартирным домом.
В 1921 г. по распоряжению Наркомпроса на основе мастерской была создана артель «Все для ребенка». Возглавила артель В.Д. Гринберг. Консультантом и вдохновителем нового предприятия стал известный художник Н.Д. Бартрам. В артели делали мягких зверей из фланели и плюша, пупсов с вышитыми лицами и льняными волосами, кукол-перевертышей. Образцами служили иностранные открытки, иллюстрации из детских книг и книг Брема. Сначала в артели работали лишь 8 человек, но к 1923 г. артель насчитывала 79 человек. В том же году артель «Все для ребенка» была приглашена Академией художеств для участия в торгово-промышленной выставке, где получила похвальные отзывы за выпускаемую продукцию. В 1924 году артель вступила в Московский городской совет промышленной кооперации, что положительно сказалось на развитии артели.
Несмотря на трудности с сырьем и оборудованием, на недостаток опыта, игрушки, изготовленные в артели, скоро получили признание не только в своей стране, но и за рубежом. Для международной выставки декоративного искусства в Париже (1925 г.) мастера артели специально изготовили мягких плюшевых зверей в отдельных экземплярах и группами.
Первоначально куклы, сделанные в артели, были мягкими и на проволочном каркасе. Образцы для мягконабивных кукол не лепились в пластилине, а выполнялись из трикотажа или тонкой бельевой ткани путем подбора выкроек. Изготавливались куклы ручным способом самими мастерами, в единичных экземплярах. Затем М.Н. Широкова разработала метод массового изготовления трикотажных головок, но только с применением горячей штамповки артель смогла перейти на массовый выпуск механически изготавливаемой продукции. Лица у кукол расписывались, реже вышивались. Ассортимент кукол был разнообразен, но в основном изображались представители крестьянства: пастухи, косцы, крестьянки в костюмах различных губерний. Для Всесоюзной выставки игрушек были сшиты куклы, изображающие представителей некоторых союзных республик: узбеки, грузины, киргизы, украинцы. В подборе ассортимента и выработке направления в работе артели помогали Комитет по игрушке при Народном наркомате просвещения, возглавляемый Е.А. Флериной, и журнал «Советская игрушка», который стал трибуной обсуждения вопросов, касающихся создания игрушек.
В период с 1924 по 1938 годы в стране проводился ряд мероприятий по укрупнению предприятий игрушечной промышленности. Изменения коснулись и артели «Все для ребенка». В нее вошли ряд игрушечных предприятий: артели «Мастичная игрушка», «Забава ребенка», «Кукла-игрушка», фабрика «Трикотажная кукла». Во второй половине 1930-х годов предприятие было переименовано в артель имени 8 Марта. Накануне войны артель превратилась в довольно крупное предприятие, укрепилась ее материальная база, но дальнейшему росту и развитию мешала разнопрофильность. В артели выпускались мягконабивные анималистические игрушки, куклы, ёлочные украшения. Вскоре после объединения произошел раздел предприятия: мягконабивных к артели «Художественная игрушка», а в артели имени 8 Марта стали выпускать только куклы.
В 1936 году была успешно освоена новая технология – горячее прессование деталей кукол из древесно-опилочных масс. Переход от ручного труда к механизированному значительно повысил производительность. Но существующие в артели куклы перестали соответствовать педагогическим и художественным требованиям. Было видно, что кукла в детской игре уже не могла оставаться прежней. Потребность отражать в играх не только быт, но и общественные явления повлекла за собой новые образы. Большую педагогическую ценность приобрели куклы с большой игровой динамичностью.
Много сил, умения, мастерства внесли в свою работу над новым образом советской куклы художники-кукольники: М.Н. Вильям, А.Н. Изергина, Е.Е. Борисова, И.С. Манухина. Характерной особенностью новых кукол была большая яркость художественного образа и игровая обратимость, которая позволяла оформлять их в виде летчиков, красноармейцев, людей различных профессий. Индивидуальная характеристика того или иного персонажа подчёркивалась умелой росписью лица. Это усиливало эмоциональность образа и придавало ему дополнительные игровые качества. Много внимания уделяли в артели оформлению кукол, этим занимались художники-модельеры М.Н. Широкова, М.Н. Бартрам.
Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война на время приостановила выпуск игрушек и работы по освоению новых материалов и образцов. Артель начала шить гимнастерки, сумки для противогазов и другую необходимую для фронта продукцию.
В первые послевоенные годы цеха артели располагались в пяти различных местах, в каждом из которых была своя специализация: в одном прессовали кукольные головки, в другом их пришивали к туловищу, в третьем – одевали. Связь между ними была налажена плохо, не хватало тканей, пригодных для кукольной одежды, хороших красителей. В то же время потребность в куклах росла с каждым годом.
В Загорском музее игрушки хранится немало образцов кукол артели «Всё для ребёнка», созданных в 1930-х годах и поступивших со Всесоюзной выставки игрушки. Этот круг трикотажных кукол отличается следованием этнографическим особенностям того или иного народа, большим вниманием к изображению одежд и деталей костюмов.
Штампованные трикотажные головки кукол довольно однообразны, парики из тёмной или коричневой вискозы или светлого льна немного искусственны, куклы в целом ещё весьма примитивны. Все эти образные куклы размерами не больше 40 см являют собой уникальную коллекцию произведений оригинального игрушечного жанра и отражают состояние кукольной индустрии своего времени.
Интересно отметить и факт тиражирования этой артелью в 1930-е годы фигурки эскимоса А.Н. Изергиной из её серии «Куклы в национальных костюмах», за которую она и была удостоена медали на Парижской выставке 1925 года. Характерно, что судьба эталона сложилась более-менее счастливо: он не был кардинально изменен или переработан, лишь увеличил свои размеры с 20,5 до 37 см.