Игрушки 20-30х. годов.
Пупс целлулоидный 1930е.г.

Пупс целлулоидный 1930е.г.

Советская игрушка отличается необычной и уникальной смесью высокого и бытового. Рядом с игрушками и играми на тему индустриализации страны выпускались пожарные обозы, водокачки, с первым советским трактором и автомобилем – телеги и сани, с фигурками комиссаров, красноармейцев, одетых в модные платья, кустарные куклы, по-своему выразительно отражающие идеалы простой жизни. Изготавливали игрушки в основном из дешёвого сырья, отходов бумаги, фанеры, кусочков жести, байки, ваты, пакли. Игрушки первого довоенного периода несут на себе следы тех трудностей, которые переживала сама страна. До второй мировой войны встречались зарубежные игрушки из фарфора, целлулоида и дерева.

В начале 20х годов массовое производство игрушек в нашей стране отсутствовало, свой товар предлагали только кустари – одиночки, которые чуть позже стали собираться в артели. В 30е годы ситуация начала меняться и массовое производство смогли предоставить ещё не фабрики, но уже достаточно большие кооперативы мастеров. Многие игрушки экспонировались на международных выставках: Париж 1925 год, Москва 1932 год. В это время происходит осмысления игрушки, как части воспитательного процесса и развития ребёнка, именно в контексте запросов нового времени.

Был сформирован Всесоюзный Экспериментальный институт игрушек в Загорске в 1932 году, где именно художники, в том числе Н.Д. Бертрам искали новые образы, формы. В это время появляются игрушки А.Изергиной, А.Гехтман, Б.Мещерякова, Н.Кранлиевской, В.Ватагина, С.Россинской, а также художника Н.Лемана.


История кукол.

В 20-30е. годы кукол создавали либо в кооперативных артелях, либо при артелях из выходцев дворянской среды. Многие из них стали самостоятельными производствами, например, артель им. Рубена стала «Ленигрушкой» и просуществовала до 80х. Материалы, которые использовали мастера, не позволили куклам сохраниться до нашего времени. Использовалась мастика, текстиль, глина, дерево и папье-маше. Из папье-маше в 30е. годы изготавливали каталки в виде коней и коров, редко можно было заказать коня из дерева, в 60е. годы из папье-маше стали делать каталки в виде слонов и верблюдов, такой выбор обусловлен открытием после войны цирков и зоопарков.

Артель «Всё для ребёнка» и цех «Экспорт – игрушка» при «Всекохудожника» создавали кукол с трикотажными набивными головами, лица которых моделировали с помощью стежков или накладных деталей. Ручки кукол делали в форме варежки, и пальчики затягивали с помощью стежков. В силу трудоёмкости процесса такие куклы создавались в небольших количествах.

В 1928 году цех «Эскпорт – игрушка» попробовал метод горячего штампования трикотажа, так появилось массовое производство масок для кукол. Многих кукол стали делать на эскорт, и главной задачей стало создание визуального и художественного образа, однако игровых кукол среди них не было, в основном создавали декоративные грелки, кукол в национальных костюмах, которых украшали росписью и изящными костюмами.

С появлением в стране целлулоида, при пороховых фабриках, например, Охтинской, были открыты цеха по производству игрушек. Таким образом, первые заводы по производству игрушке можно считать оружейными. Однако сырья не хватало и до 1932 года, начиная с 1926, мы закупали сырьё в Германии. Производство появилось на заводе им. Комсомольской правды и Химкомбинате. Формы игрушек были почти одинаковыми, а первые из них были точными копиями немецких.

Одежда – проблема для кукол 30х., чаще куклы продавались в одежде уже приклеенной к телу, а качество одежды желало лучшего, ведь использовались лоскуты из отходов производства, и цветовая гамма была очень узкой. Комплекты одежды выпускались на Московской фабрике экспериментальной игрушки и артелью им. РККА, но оставались в большом дефиците, зато встречались наборы раскроенных заготовок, из которых можно было самостоятельно сшить костюм для куклы.


Мягкие игрушки.

Мягкие игрушки в 30е. годы были только в разработках, искали материалы и образы. Часто бывало так, что созданный художником образ не мог быть реализован из–за отсутствия опыта или материала. Основным внешним материалом был плюш, тоже, к сожалению, не лучшего качества. Игрушки делали чаще на заказ через артель или ателье, где по рисунку малыша могли создать медведя, качество материалов в ателье было на порядок выше.


Механические и заводные.

Процесс механизации отразился и в игрушке, именно движущиеся игрушка всегда вызывала самый большой интерес. Во второй половине 30х. появились специализированные артели «КИМ», «Штампигрушка», фабрика №8 Универпрома, а также цеха «Северный пресс» в Ленинграде, «Пресс» в Серпухове. Началось всё с обращения к зарубежному опыту Германии и США и слепого копирования. К концу 30х. была поставлена задача творческой переработки. Создано Всесоюзное общество изобретателей, призванных способствовать внедрению новых моделей в производство.