Во что, и как играли до революции.
Фарфоровая кукла 1908 года фирмы Мирамура

Фарфоровая кукла 1908 года фирмы Мирамура

Интерес к коллекционированию игрушек из дворцов и усадеб возник во второй половине 19 века, тогда стали нужны новые художественные формы и оригинальная стилистика.

Известными коллекционерами, которые передавали свои коллекции в музеи России были: Шабельская, супруги Ефимовы, Оброзцов, Макарьев, Оршанский, Церетелли, не все занимались коллекционированием профессионально, но смогли собрать замечательные коллекции игрушек. Особо отмечен вклад среди художников и меценатов: Бенуа, Поленова, Мамонтова, Морозова, Бартрама, Ватагина.

Для царских детей чаще заказывались механизмы и игрушки из–за границы. Сами механизмы называются стационарными, двигательный механизм скрыт в основании и выглядит как музыкальный валик и привод для движения головы и рук. Для таких игрушек создавался интерьер, и даже посуда, обычно фабричного производства. Игрушки для царских детей декорировались драгоценными металлами и часто являлись международными дарениями, Петру I привозили такие, а в 1716 году он сам привёз сыну из Копенгагена корабль с пружинками. Часто такие забавы покупали для себя взрослые. Были популярны часы, которые не только работали, но и приводили в движение игрушку, украшающую их, создавались "живые картины» со встроенными механизмами, как в шкатулках.

Эрнст Теодор Амадей Гофман, любил механические причуда. При создании «Песочного человека», описал девушку как заводную куколку, сделав при этом акцент на её естественности. Такие игрушки постепенно становились элементом театральных, городских представлений. Во Франции в моду входят игрушки – автоматы с музыкальным механизмом в 17-18 веке, они похожи на современные шары со снегом, их создавали в виде садов с птицами, известным автором был Фернанд Вюртель.

Отличительной чертой кукол заграничного производства являются фирменные клейма на головах или затылках кукол. В собрании Эрмитажа, есть единственная кукла 1915 года московской фабрики Журавлёва и Кочешкова, у которой такое клеймо имеется. Такой тип куклы не прижился среди русских мастеров, так как такая детализация обходилась очень дорого, и изготовление такой куклы было долгим. В России чаще использовали метод на лучине, то есть на деревянном стержне, а головы делали из ткани с набивкой, одежду шили и приклеивали к кукле.

Во второй половине 19 века чаще встречались зарубежные фирмы, куклы большого размера, с фарфоровыми головами, руки и ноги из дерева на шарнирах и покрытые лаком. Куклы малых размеров (15-30 см.) делали из бумажной массы с добавлением каолина. Волосы использовали натуральные, гардероб создавался по моде, платья хранились в шёлковых чехлах. Каждый элемент костюма шили модистки, специализировавшиеся на куклах, существовали отдельные ателье.

Многие игрушки создавались своими руками, девочки учились шить и вышивать с детства и могли создать куклу для себя без особых проблем, фарфоровыми куклами играл не каждый день, обычно они лежали или стояли в шкафу и ждали особого случая. У княжон больше всего было кукол фирмы «Симон и Хальбиг» с фарфоровыми головами одетые в национальные костюмы народов Российской Империи. Их одевали российские мастерицы – одевальщицы. Кукол для повседневной игры делали из папье-маше или композита и мастики.

Основатель фирмы «Jumeau» Пьер – Франсуа Жюмо занимался выпуском кукольных тел, одежды и создавал говорящих кукол. Сменный цилиндр для воспроизводства голоса был сделан из целлулоида, а сам механизм был недорогим и надёжным. Первая говорящая кукла появилась в 1894 году «Бебе с фонографом» под маркой «Лиограф», могла произносить до 35 слов и рассказывать истории.

Дети последнего русского императора не могли дни на пролёт играть в игрушки, многие куклы были закрыты для ежедневной игры и давались княжнам только по праздникам. При изготовлении кукол использовали бисквитный фарфор, он больше похож на кожу цветом и на ощупь. Существовали отдельные ателье для изготовления любого предмета гардероба для куклы, ведь игрушка была и видимым отражением финансового положения семьи.

Культура детства конца 19 века, сильно отличается от современной. Ребёнка воспринимали, как маленького взрослого и всё, что попадало к нему в руки, должно было принести пользу, чему-то научить, поэтому мы можем наблюдать за появлением в среде игрушек уменьшенных версий многих предметов из взрослой культуры.